Экологическая безопасность в ДОУ
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и, соответственно, меры предосторожности.
Чтобы взаимодействовать с окружающим миром, не причиняя вреда ни себе, ни природе, чтобы заботиться о представителях животного и растительного мира, о своей планете в целом, мало одного желания поступать именно так, мало сочувствовать всему живому. Необходимо быть экологически грамотным человеком, нужны знания, которые помогут сохранить цветущей нашу Землю. Ребёнок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, заботясь о природе – мы заботимся о человеке, его будущем, и то, что наносит вред природе, вредит и человеку.
Маленький ребёнок смотрит на мир широко открытыми глазами, ему всё любопытно, обязательно хочется знать всё и обо всём. Родная природа – могучий источник познания, из которого ребёнок черпает свои первые знания и впечатления, ему всё хочется потрогать руками, понюхать, рассмотреть и даже попробовать на вкус. И наша задача: научить ребёнка правильно воспринимать окружающую природу, не нарушать привычный образ жизни её обитателей, быть чутким и внимательным. С раннего детства следует знакомить детей с правилами поведения в природе, а также учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Обсуждение реальных ситуаций, а также обсуждение проблемных задач, литературных произведений, которые формируют у детей представления о хороших и дурных поступках, о бережном и равнодушном отношении к природе, учат детей быть добрыми, защищать малых и слабых, проявлять заботу и сочувствие. Очень важно помочь детям понять последствия неправильного взаимодействия с объектами природы, научиться предвидеть возможные последствия своих поступков.
Основам безопасного поведения в природе необходимо уделять много внимания и включать в разнообразные виды деятельности детей. Развивать умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде, понимание широкого понятия – экологическая опасность. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Задачи экологической безопасности в ДОУ.
- Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
- Осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, экономичное её использование. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов.
- Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест.
- Развитие эстетического вкуса детей в процессе знакомства с изделиями из природных материалов. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным их них предметам. Формирование интереса и навыков наблюдения.
- Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их.
- Воспитание бережного отношения к животным, понимание необходимости существования всех видов, не использовать деление на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы.
- Понимание необходимости охраны диких животных, их домов и местообитаний. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Относится доброжелательно к животным, обитающим рядом с ними.
- Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, разорения муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту в каждом объекте живой и неживой природы.
- Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности жить в гармонии с ней.
Деятельность с детьми в группе и дома.
- Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.
- Походы и экскурсии на природу.
- Посещение выставок и природоведческих музеев.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.
- Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.
- Придумывание и загадывание загадок.
- Просмотр телевизионных передач о природе. Слушание музыки.
- Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.
- Игры природоведческого содержания: подвижные, творческие, словесные.
- Математические задания.
- Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.
- Природоведческие познавательные беседы.
- Экспериментирование с природным материалом, исследования.
- Коллекции природного материала. Продуктов питания, вещей ухода за животными, открыток, календарей.
- Уход за растениями и животными.
- Трудовая деятельность на природе: сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, выращивание растений.
- Природоохранная деятельность: подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.
- Изготовление книжек-самоделок и плакатов о животных, растениях и по природоохранной деятельности.
- Составление правил безопасного поведения в природе: с живыми и неживыми объектами.